Кижи и их конец

Учеными был выдвинут протест по поводу проведения в музее деревянного зодчества реставрации с использованием металлоконструкций.

Недавно Министерством культуры в РФ было проведено заседание в рабочем режиме, темой которого стал знаменитый музей в Кижах — специалисты выражают свой протест и просят спасти одно из шедевров деревянного зодчества в России. Чиновниками ведется политика утверждающая, что работа в восстановлении памятника истории и культуры России идет согласно запланированному.

Гладь на Онежском озере обманчива и со слов перевозчика, узнаем, что если бы мы приехали вчера, то он бы ни за что туда нас не повез – тогда сильная буря была. А посмотреть на Кижи -символ РФ в начале зимы просто невозможно. Окончена навигация и один раз в неделю (понедельник), в эти места летает из Петрозаводска вертолет, с продолжительностью стоянки в течении пяти минут. Поэтому в обход — считается самым прямым путем, который преодолевается в течение шести часов на автобусе (поселок Великая Губа), а после — на катере, уже прямо до острова, где холодно и неуютно.

Но стоит поспешить, ведь может быть так, что скоро от всемирно известного архитектурного ансамбля можно будет увидеть только воспоминания в виде сгнившего сруба. А реставрация Кижей обходится государству целыми миллионами, с ремонтом, длящимся уже почти четыре десятилетия.

Кто смог погубить шедевр?

Многие, кто даже ни разу не посещал Кижи, может помнить только по фото эту небольшую деревянную красивую конструкцию. Погост в Кижах является приманкой для иностранных туристов, таким же символом России, как и посещений Кремля или Эрмитажа.

Седое ноябрьское небо подчеркивает луковки одной из самых знаменитых Преображенских церквей. Демонстрируя совершенное произведение искусство, которое вроде и не касалась искусная рука человека. Две тысячи четырнадцатый год будет ознаменован трехсотлетием Преображенки. Согласно легенде, срубивший церковь неизвестный мастер, выполнив свою работу, выбросил в воду топор. И трудно не согласиться, что повторить это просто никто не сможет. Хотя, как выяснилось уже в двадцать первом веке, можно просто этот памятник потерять.

Кижи ремонтировали впервые еще в царские времена. А спустя сотню лет - уже при власти Советов. Деревянная церковь, которая приносила немалые поступления валюты государству, стала просто гнить. Тогда приехала на остров Фурцева - министр советской культуры, чтобы произвести оценку сохранности этого храма и выявить долю риска при проведении реставрации. Средств на реставрацию решили не экономить. Старым дедовским методом ярусы в церкви планировали перебрать вручную каждое бревнышко, а те, что превратились в труху, необходимо было аккуратно убрать, заменив новыми (дерева того возраста и породы), плотно подогнав к «родным». Это указывало на определенный срок, предусматривающий раскатку (полную) деревянной церкви. А остров постоянно принимал иностранцев, и закрытие музея на реставрацию посчитали не рациональным.

Поэтому Преображенку решили просто специальным раствором обработать, по предварительному предположению благодаря чему будет обеспечена защита музея от всевозможных пагубных влияний. Но, потом как выяснилось, подобранный состав еще больше гробил дерево. Чтобы избежать падения уникальной церкви, решено было выпилить ее внутренности, включая - пол, стены. А вместо них были использованы металлические опоры, поддерживающие конструкцию. После металл, планировали чем-то заменить. Хоть так руки и не дошли. Внутри храма уже сорок лет стоит пустота. И на сегодняшний день внешне памятник представляет просто муляж с красивым фасадом.
Благодаря бюрократам, приговорившим Кижи к медленной смерти, приведя приговор в исполнение, все произошедшее после является прямым следствием не верного первого решения. Это мнение реставратора Александра Попова, занимающегося деревянным зодчеством и его памятниками.

Душа, которую выпилили

Попова занимался церквями Русского Севера и их восстановлением. А за церковь в Уфтюге (Архангельская область) ему вручили Госпремию. Им также отреставрирована почти упавшая деревянная Ильинская церковь (Вологодская область). Попов создал свою школу и учеников, руководствуясь своим уникальным методом реставрации исторических памятников. Инструменты, помогающие работать Попову (топор, пила) - копии своих предшественников с давностью в две или три сотни лет. Орудия старины мастером были найдены в музеях, при поиске в экспедициях. Мастер, беря за основу их образ и подобие, изготавливает новые инструменты. Созданный им инструментарий показывает технику обращения с деревом (в какую сторону пойдет топор, как удобней тесать доски). Так восстанавливаются былые утерянные ранее методы работы по дереву, позволяя исторически проводить реставрацию с сохранением подлинного вида памятника.

При встрече с Поповым, которая была год тому, не удержавшись и высказал наболевшее. Говоря, что то, что творится в Кижах, является просто преступлением, спланированным против российской культуры. Для проведения реставрационных работ было выделено триста миллионов государственных средств. И эти деньги, куда могли уйти? В проведении тендера на получение доступа к проведению реставрации деревянного музея, принимала участие только одна фирма из Питера, специализирующаяся на производстве металлоконструкций!..

Поэтому, восстановлением Кижи занялись, используя помощь металлических конструкций. Металлические внутренности решили снабдить еще и металлической наружностью. Кижи не раскатывали до конца, а каждый ярус (снизу вверх) перебирается отдельно. Сначала реконструировали низ, а верх держали металлоконструкции, повесив церковь над землей. Академик Орфинский тревожится, что во время такой реставрации сруб из древнего дерева может просто не выдержать и сохранившиеся исторические части Кижи просто деформируются и рухнут.

Должна ли вмешиваться общественность?

Безусловно, вполне может быть, что проведенная реставрация действительно уместна и созданная железная наружность Кижи будет просто великолепна. Но, проблемой является лишь то, что до этого времени ни на одном из деревянных памятников (которые не такие ценные) данный метод не опробовался. Кижи стал очень дорогим экземпляром — переборку можно было выполнить дешевле в десятки раз.

В прошедшем году по периметру церкви было установлено сто двадцать домкратов и шестьдесят две винтовых опор, держащих основание церкви. После планируется подземную часть Кижи залить бетоном. И если основа церкви не выдержит (деревянная), то фундамент с металлическими опорами останутся навсегда.

Считается, что данный проект является лучшим, и он поддерживается ЮНЕСКО. Учитывая, что на сегодняшний день, в трех странах мира смогли сохраниться объекты старины (деревянное зодчество - Норвегия, Япония и Россия), а самыми авторитетными реставраторами являются те, кто живут в России — они категорически высказались против, за данный эксперимент, проводимый на этой деревянной церкви. Ведь Кижи и без такого рода реставрации подвергаются пагубному воздействию среды и альтернативных вариантов спасения церкви, кроме одного, где церковь подвешивается над землей при помощи металлоконструкций, музеем не были допущены к тендеру.

Журналистами был поднят этот вопрос, требуя спасти этот уникальный памятник зодчества, но музей высказал свое мнение и попросил не лезть в такого рода вопросы. Дав понять, что всю ответственность за эту церковь взяло на себя государство, а не общественные деятели— официально было заявлено музеем.

Кижи и их участь

Вся доходная часть острова в сезон держится на Кижах, как и близлежащие поселки. Они, как и Кижи сейчас держатся на металлических установленных конструкциях. Если ослабнет хоть одна опора все рухнет в одночасье.
На острове запрещено суднам причаливаться, а в осенний период охрана отсутствует. В песке лежат гнилые выброшенные бревна. Когда - то планировали причал местный переделать – старый давно сгнил. Завезли для этого материал, а фирма, которую нанимали построить, куда-то испарилась. Лес загнивая продолжает валяться на берегу — в следующий сезон снова завезут, ведь государство богатое. Огромные деньги на реставрацию тратятся, говорят местные жители, укоризненно качая головами.

На острове людей сейчас нет. Проводившие реставрацию покинули Кижи, а местные - сотрудники Кижей сидят дома, существуя за счет музея. Планируется в ближайшем будущем здесь построить современный туристический комплекс с гостиницами. Но по закону территория считается заповедной, что не даст этого сделать. В Преображенке еще лет десять назад остались только одни металлические конструкции. Когда Кижи пропадут, то вместе с ними уйдут и местные жители – оставив одни гостиницы.

На протяжении последних шестидесяти лет в РФ было загублено восемьдесят пять процентов всех памятников деревянного зодчества. Еще в сорок втором году прошлого века, в разгар Великой Отечественной войны, был создан фотоальбом — называющийся «Деревянные церкви России». Сегодня почти все постройки, имеющиеся в этой книге, уничтожены - рухнув без посторонней помощи. Кижи, напротив, притягивают пристальное внимание общественности. Церковь в своем новом металлическом каркасе показывает во всей своей красе. Сквозь сетку металлоконструкций почти не видно дерева. И только весной снова работа по демонтажу (оставшиеся ярусы и постройка железобетонного пояса) внутри будет продолжена. И если все же с этим проектом реставрации ничего не выйдет, то, Преображенку - все, что от нее останется, придется снова перебирать, прибегая к старому способу (под крышей, в ангаре).

Что думают по этому поводу работники музея

Все уже знают, что вокруг проекта по реставрации церкви в Кижах, утвержденного Министерством культуры России, идет не только обсуждение со стороны оппозиции, но сама позиция государства по этому вопросу четко известна и полностью соответствует позиции работников музея Кижи, являющегося заповедной зоной.

И.И.Маковецким, потомственным реставратором, председателем РНКВН, председателя ИКОМОС России, было высказано подтверждение, что государственная позиция с официальным признанием в отношении проводимой реставрации (памятник ЮНЕСКО) — является полной поддержкой проводимых в музее-заповеднике «Кижи» реставрационных работ.

Не нашлось основания для приостановки в реставрационных работах и у Федерального НМС (памятники деревянного зодчества), основанном при Министерстве культуры России.

Оставить комментарий

Можно использовать теги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

:mrgreen: :neutral: :twisted: :shock: :smile: :???: :cool: :evil: :grin: :oops: :razz: :roll: :wink: :cry: :eek: :lol: :mad: :sad: